В ближайшие годы ЗАО «Вагон-Сервис» модернизирует ряд вагономоечных и дробеструйно-окрасочных комплексов
Пилотным инвестиционным проектом компании стал инновационный вагономоечный комплекс в Самаре, открытый после реконструкции не так давно. Это первый в стране комплекс, где вагон проходит двухстадийную обмывку. На первой стадии используется моющее средство на кислотной основе, а на второй – на щелочной основе. Так, содержащаяся в моющем растворе кислота позволяет быстро и эффективно снимать отложения грязи, масла и сажи. Однако, чтобы эффект был надёжным, после смывки кислотосодержащей жидкости на вагон наносится моющий раствор на основе щёлочи, нейтрализующей кислоты и гарантирующей сбережение лакокрасочного покрытия.
Кроме того, нельзя забывать и о профилактическом уходе за кузовными поверхностями. Нанесение на кузов вагона специального воска после смывки моющих средств позволяет более эффективно сушить поверхность кузова вагона, а также повысить защитные и антикоррозийные свойства покрытия. Большим преимуществом вагономоечного комплекса является его круглогодичность. Другими словами, работы здесь могут вестись вне зависимости от сезона. Установленное в комплексе современное оборудование значительно ускоряет производственные процессы. К примеру, даже зимой при температуре –20 С здесь можно мыть не менее двадцати составов в сутки. Подобного на сети дорог ещё никто не встречал. Вагономоечный комплекс в Самаре был разработан с учётом современных требований и отвечает всем стандартам, в том числе в области экологии. Это лишь один из успешных проектов компании ЗАО «Вагон-Сервис». В целом модель бизнеса компании заключается в создании единого ответчика за внешний вид подвижного состава наряду с инвестициями в модернизацию производственных фондов. Все вместе – окраска, обмывка и уборка подвижного состава – являются неразрывными процессами.
Руководству ОАО «РЖД» бизнес-модель ЗАО «Вагон-Сервис» была презентована в 2008 году. Ещё тогда она получила одобрение на самом высоком уровне. И это неспроста. Наша страна уникальна большой протяжённостью железнодорожных маршрутов, которые к тому же проходят через разные климатические зоны. Новая экономика требует иных подходов. Это раньше поезда, прибыв и освободившись от пассажиров, отправлялись на техническую станцию ожидать нового рейса. Такое отношение к парку невыгодно перевозчику. Теперь, как в авиации, где самолёт постоянно в полёте, на железной дороге пассажирские вагоны уже не ходят в постоянном маршруте, а освободившись от пассажиров, готовятся в новый рейс. Интенсивная эксплуатация вагонов неизбежно приводит к сильным загрязнениям. При этом они загрязняются не только дорожной пылью. Свою значительную лепту вносят металлическая пыль от истирания тормозных колодок, сажа и масло, которые появляются в результате сгорания нефтепродуктов при тепловозной тяге. Под воздействием воды, кислорода и солнечного излучения эти загрязнения образуют на поверхности лакокрасочного покрытия прочную плёнку. Удалить её не так просто, как может показаться на первый взгляд. Чтобы отмыть такую грязь, недостаточно только горячей воды и традиционных для российской практики моющих средств. Поэтому перед перевозчиками встаёт подчас сложная задача по оптимизации расходов на техническое обслуживание и эксплуатацию вагонов.
ЗАО «Вагон-Сервис» активно помогает в этом, в том числе благодаря внедрению передовых технологий. Если наладить чётко взаимодействующую систему и обеспечить высокое качество выполнения этих процессов, это, в свою очередь, отразится на повышении привлекательности железнодорожного транспорта в глазах пассажиров. Кроме того, при внедрении инновационных технологий также требуется обновлять и модернизировать производственную базу ОАО «РЖД». В конечном итоге на это и направлена инвестиционная программа ЗАО «Вагон-Сервис», составляющая 4,3 млн руб. Между тем удерживать лидирующие позиции на отечественном рынке по техническому обслуживанию пассажирского подвижного состава сегодня не так просто, как может показаться на первый взгляд. Секрет успеха в комплексном подходе в работе.
Так, во-первых, компания ЗАО «Вагон-Сервис» постоянно совершенствует технологические рабочие процессы. И здесь, безусловно, нельзя обойтись без передовых инновационных технологий, которые успешно применяются на производстве. Во-вторых, для окраски и обмывки подвижного состава используются исключительно высококачественные материалы. К примеру, сократить расходы на перекраску подвижного состава удаётся за счёт применения лакокрасочных материалов повышенной долговечности. Кроме того, декоративные свойства полиуретанового лакокрасочного покрытия сохраняются в течение шести лет, а защитные – в течение 12 лет. Ранее окрашивать вагоны приходилось из года в год, поскольку в работе использовались пентафталевые лакокрасочные материалы. В-третьих, поскольку качественное лакокрасочное покрытие требует надлежащего регулярного ухода, при обмывке применяются специальные моющие растворы. Они оказывают щадящее воздействие на лакокрасочное покрытие, а также не загрязняют окружающую среду, что в наше время тоже немаловажно. В конечном итоге всё это позволяет поддерживать покрытие вагонов в идеальном состоянии в течение долгого времени. Клиенты на деле убедились, что технологичность и экономичность предлагаемых компанией ЗАО «Вагон-Сервис» решений на лицо.
При этом, чтобы не стоять на месте, компания также участвует в разработке новых технологий. ЗАО «Вагон-Сервис» успешно сотрудничает не только с профильными российскими, но и с западными институтами и организациями. Основная цель новых проектов – улучшить производственные процессы в области технического обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава. Но это далеко не всё. Безусловно, для успеха одних технологий недостаточно, большое значение имеет правильная организация производственного процесса по всей территории Российской Федерации. В компании уделяют большое внимание стратегическому планированию. ЗАО «Вагон-Сервис» разработана инвестиционная программа вплоть до 2016 года. Подводить итоги пока рано, однако первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в рамках инвестпрограммы реализован масштабный проект компании – строительство инновационного вагономоечного комплекса в Самаре. Это лишь «первая ласточка». В ближайшие годы в планах ЗАО «Вагон-Сервис» модернизация девяти вагономоечных и трёх дробеструйно-окрасочных комплексов ОАО «Федеральная пассажирская компания».
При этом в первую очередь в инвестиционную программу были включены основные производственные объекты, где высокая загрузка производства и требуется увеличение производственной мощности. Новые объекты будут работать вне зависимости от сезона, чтобы обеспечить высокое качество обмывки и окраски в течение всего года. В первую очередь, модернизируя комплексы, компания ЗАО «Вагон-Сервис» стремится повысить качество окраски и обмывки, увеличить производственную мощность объектов, обеспечить соответствие экологическим стандартам и нормам безопасности, а также автоматизировать производственные процессы. К примеру, мощность производства на самарском вагономоечном комплексе после реконструкции увеличилась в разы, обрабатывается до 300 вагонов в сутки. Удалось полностью автоматизировать управление. Теперь технологическими процессами с помощью пульта управляет оператор.
Численность производственного персонала ЗАО «Вагон-Сервис» составляет более 1500 человек, и компания старается обеспечить для них максимально комфортные и безопасные условия работы. Контакт персонала с химией минимизирован. Кроме того, применяемая, к примеру, в вагономоечном комплексе в Самаре система оборотного водоснабжения с использованием 70% оборотной воды позволяет очищать всю воду от примесей, твёрдых частиц и вредных веществ. Такая система позволит существенно снизить расход чистой воды. Также в производственных процессах большое внимание уделяется соблюдению установленных экологических норм.
Кроме того, ЗАО «Вагон-Сервис» был создан новый учебно-инженерный центр. В нём маляров обучают современным технологиям окраски. Теоретические и практические курсы обучения и повышения квалификации маляров проводятся представителями ведущих зарубежных компаний – производителей лакокрасочных материалов. Учебный процесс контролируется руководством. Кроме того, учебно-инженерный центр постоянно ведёт разработку и занимается тестированием инновационных решений в области окраски и обмывки подвижного состава. Обеспечить высокое качество услуг можно только благодаря комплексному подходу, который ЗАО «Вагон-Сервис» применяет в своей работе.
29 марта 2013 года Газета «Гудок», выпуск №15
Марианна Назарова
Ссылка на статью: http://zdr.gudok.ru/pub/19/198341/