Чистота – залог сервиса

В рамках VIII Ассамблеи начальников железных дорог России состоялся торжественный пуск реконструированного вагономоечного комплекса ЛВЧД г. Самары Куйбышевского филиала ОАО «ФПК» – уникального инновационного проекта, реализованного в рамках инвестиционной программы ЗАО «Вагон-Сервис».

На торжественной церемонии запуска комплекса 12 июля 2012 года присутствовали президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, губернатор Самарской области Николай Меркушкин, вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «ФПК» Михаил Акулов, президент ЗАО «Вагон-Сервис» Иорам Бен Израэл и управляющий директор ЗАО «Вагон-Сервис» Алексей Шумков.

Как отмечают в ОАО «РЖД», введение в эксплуатацию этого вагономоечного цеха – пилотный проект программы холдинга по обновлению 15 вагономоечных и 7 дробеструйно-окрасочных комплексов для обслуживания ДЗО РЖД – ОАО «Федеральная пассажирская компания». По словам М. Акулова, главной целью своей деятельности ФПК считает повышение уровня качества обслуживания пассажиров. Стратегическими инструментами решения этой задачи, на его взгляд, являются инвестиции в новые объекты и модернизацию существующей инфраструктуры.

Частная компания «Вагон-Сервис», принадлежащая Иораму Бен Израэлу, принимает активное участие в этой программе ФПК. До 2016 года «Вагон-Сервис» планирует заняться строительством, модернизацией и реконструкцией 9 вагономоечных и 3 дробеструйно-окрасочных комплексов и вложить в эти проекты порядка 4,3 млрд руб. собственных средств. Президент ЗАО «Вагон-Сервис» отмечает: «Инвестиционные обязательства компании по проектам в пассажирской, локомотивной и моторвагонной сферах составляют порядка 10 млрд руб., и они будут выполнены в полном объеме. Инвестиции в модернизацию и реконструкцию дробеструйно-окрасочных и вагономоечных комплексов будут произведены по всей сети железных дорог. Я горжусь тем, что у меня есть возможность принимать участие в модернизации инфраструктуры российских железных дорог и хочу поблагодарить руководство ОАО «РЖД» за понимание и поддержку моей бизнес-модели».

В настоящее время, помимо услуг по обмывке подвижного состава, «Вагон-Сервис» занимается внутренней уборкой вагонов и территорий депо, кузовным ремонтом, подготовкой к окраске и собственно окраской подвижного состава, а также брендированием (нанесением на кузов элементов внешнего оформления). Компания имеет (на правах аренды и в собственности) 8 окрасочных комплексов в условиях депо и 5 – в условиях заводов с производительностью до 40 вагонов в месяц. Кроме того, «Вагон-Сервис» оказывает услуги на вагономоечных комплексах и пунктах ручной обмывки, арендуемых по всей территории РФ.

Вагономоечный цех, открывшийся 12 июля и расположенный на территории пассажирского депо Самары, является первым и единственным комплексом, построенным с применением механизма государственно-частного партнерства. По инвестиционному соглашению комплекс был возведен ЗАО «Вагон-Сервис» и принят на баланс компании, а впоследствии будет передан ФПК.

На сегодняшний день это единственный российский цех, оснащенный по последнему слову техники. Как заказчик и основной выгодоприобретатель именно ФПК выбирала поставщиков оборудования для вагономоечного комплекса. И одним из основных партнеров компании стала немецкая Bersch & Fratscher (BEFRAG, европейский лидер в сфере поставок вагономоечного оборудования, существующий на рынке уже более 50 лет).

Благодаря ее оборудованию в Самаре впервые в России применена современная технология двухстадийной мойки вагонов с использованием на первой стадии моющего средства на кислотной основе, а на второй – на щелочной, что позволяет повысить эффективность и качество очистки подвижного состава от всех существующих видов загрязнений. Кроме того, она обеспечивает сохранность лакокрасочного покрытия, так как щелочь нейтрализует оставшуюся после смывки с кузова вагона кислоту.

Комплекс способен работать при температуре от +40 до -20 градусов Цельсия. В сутки здесь можно промывать порядка 20 составов, проходящих через технологические контуры со скоростью 1,5–3 км/ч.

Еще одно техническое решение, не имеющее аналогов в вагономоечном хозяйстве РЖД, – это система мойки крыши высоким давлением посредством вращающихся форсунок, которая позволяет достаточно быстро отмыть практически любые загрязнения без использования моющих средств.

Помимо всего прочего, в вагономоечном комплексе Bersch & Fratscher предусмотрена возможность после смывки всех моющих средств нанесения на кузов специального воска, что позволяет эффективно высушить его после мойки, а также повысить защитные и антикоррозийные свойства лакокрасочного покрытия вагона.

Кроме того, по словам А. Шумкова, применяемая в комплексе система оборотного водоснабжения (повторное использование 70% воды) дает возможность существенно снизить расход чистой жидкости, а благодаря системе водоподготовки и водоочистки можно очищать исходную, оборотную воду и сточные воды от примесей, твердых частиц и вредных веществ с соблюдением всех экологических норм.

Введение в эксплуатацию самарского комплекса положило начало масштабному сотрудничеству Федеральной пассажирской компании и «Вагон-Сервиса». Запуск следующего совместного проекта уже не за горами: согласно планам, во II квартале 2013 года должен заработать новый вагономоечный комплекс в Челябинске.

18 июля 2012 Журнал «РЖД-Партнер»

Надежда Вторушина

Вернуться к списку